Живой Город - движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга

Утрата: опытовый бассейн на территории Новой Голландии

Построен в 1891 году.
Снесен в ходе подготовительных работ по реконструкции Новой Голландии в 2006 году.

Историческая справка

(материалы в основном с сайта ЦНИИ им акад. А. Н. Крылова)

Здание опытового бассейна в Новой Голландии
В 1882 году Морской технический комитет Морского ведомства, ведавший всеми вопросами кораблестроения, впервые рассмотрел вопрос о создании в России опытового бассейна, инициатива создания которого принадлежала великому русскому ученому Д.И.Менделееву. Идея создания бассейна была активно поддержана главой Морского Ведомства Генерал-Адмиралом Великим Князем Алексеем Александровичем. В 1892 году на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге сооружена и забетонирована чаша канала, построены здание бассейна и двухэтажное здание со служебными и подсобными помещениями. Возглавил новое учреждение преподаватель (позднее профессор) Морской академии А.А.Грехнев. В 1893 завершен монтаж буксировочной тележки и оборудования. В июне отлита первая парафиновая модель броненосного крейсера «Герцег Эдинбургский». Начаты проверочные испытания моделей броненосца типа «Полтава» и крейсера типа «Россия».

Отливка модели крейсера
перед обстрожкой на станке

Первая буксировочная тележка
1894 г. — год официального начала работаты Опытового бассейна Морского ведомства — первого в России и шестого в мире исследовательского учреждения, призванного определять посредством испытаний моделей кораблей мощность двигателей, потребную для достижения ими заданной скорости, и выявлять такую форму их корпусов, при которой эта мощность окажется наименьшей. 8 марта Опытовый бассейн посетили и подробно осмотрели император Александр III, члены императорской фамилии и высшие члены Морского ведомства. Эту дату принято считать днем основания ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова.
1897 г. — Завершены испытания моделей эскадренного броненосца «Ослябя» — первого корабля чертеж которого разработан на базе испытаний в бассейне в соответствии с его рекомендациями.
3 января после ухода А.А.Грехнева приказом по Морскому ведомству № 276 «исполняющим должность заведующего бассейном» был назначен капитан по Адмиралтейству А.Н.Крылов.
А.Н.Крылов выдвинул идею создания научно-исследовательского учреждения, в состав которого должны входить: опытовый бассейн; испытательная и физико-химическая лаборатории для исследования судостроительных материалов; механическая и электротехническая лаборатории.

Алексей
Николаевич
Крылов
(1900 г.)
Непосредственно в помещениях бассейна начались проектирование и испытания модели первой отечественной подводной лодки «Дельфин». Общее руководство этими работами осуществлял старший помощник заведующего Опытовым бассейном И.Г.Бубнов. Таким образом, Опытовый бассейн стал колыбелью отечественного профессионального проектирования подводных лодок.
В этом же году по заказу адмирала С.О.Макарова в бассейне проводятся испытания моделей первого в мире линейного ледокола «Ермак» с целью оптимизации носовых образований корпуса. Он же проводит серию модельных испытаний ЭБР «Петропавловск» с целью изучения проблем, связанных с непотопляемостью и живучестью.

Ледокол «Ермак»
В 1899-1900 гг. проводится беспрецедентная операция по спасению севшего на камни острова Гогланд броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Руководитель операции контр-адмирал З.П.Рожественский привлекает опытовый бассейн к работам по спасению корабля. В бассейне изготавливается и испытывается модель броненосца, которая затем используется при практических расчетах и опытах непосредственно на месте аварии. Это сыграло существенную роль в успешном завершении операции, представлявшейся многим специалистам безнадежной.
3 апреля 1902 г. бассейн посетил император Николай II и «... изволил остаться совершенно доволен, как произведенными опытами, так и найденным порядком, объявил Высочайшую благодарность И.Д., заведующего бассейном» (из полного послужного списка А.Н.Крылова).
1910-1914 гг.: под руководством И.Г.Бубнова закончены работы по постройке новой буксировочной тележки и укреплению рельсового пути, смонтировано оригинальное устройство для проведения буксировочных испытаний моделей подводных лодок «Минога» и «Акула» в погруженном положении. Организована лаборатория для исследования прочности и состава судостроительных материалов, а также для выполнения работ, направленных на совершенствование судовых движителей. В этот период И.Г.Бубнов наряду с руководством Опытовым бассейном активно участвовал в проектировании линейных кораблей типа «Севастополь» и сам проектировал первую дизель-электрическую подводную лодку «Минога».
В 1912 г. И.Г. Бубнов оставляет руководство бассейном и в начале 1914 года полностью переключается на постройку новых кораблей и подводных лодок. В этот период начато испытание в бассейне моделей гражданских судов. Первыми испытывались модели товаро-пассажирских речных судов постройки Сормовского завода. Создается механическая лаборатория бассейна для изучения и испытаний материалов, применяемых в судостроении. В течение нескольких последующих лет испытано более 2000 образцов стали для строившихся надводных кораблей и подводных лодок. Опытовый бассейн активно участвует в отработке практически всех проектов боевых кораблей и подводных лодок, строившихся по основным и дополнительным программам усиления Российского Императорского флота, в том числе линкоров типа «Севастополь» и «Императрица Мария», линейных крейсеров типа «Измаил», эсминцев типа «Новик», подводных лодок типа «Барс», а также гидросамолетов морской авиации, зарождавшейся в России.

Вторая буксировочная
тележка бассейна
Период Гражданской войны и послевоенной разрухи время «выживания» Опытового бассейна. Возобновление активной деятельности бассейна: после принятия первых пятилетних программ строительства гражданских судов (1925 г.) и военных кораблей (1926 г.) институтом обеспечены испытания в опытовом бассейне моделей сторожевых кораблей типа «Ураган», подводных лодок типов «Декабрист», «Щука» и др.
В 1932 на его базе создан НИИ военного кораблестроения. После ряда преобразований институт в 1944 получил современное название и статус многопрофильного научного центра, в том же году ему присвоено имя А. Н. Крылова. С 2000 — ГНЦ. Ведущая отечественная научно-исследовательская организация в области судостроения, один из крупнейших в мире научных центров в этой сфере. В институте созданы целые отрасли отечественной фундаментальной и прикладной науки в области теории проектирования судов, средств океанотехники и морских сооружений.
1994 год: слова и.о. мэра Санкт-Петербурга В.В.Путина на торжественном собрании, посвященном 100-летнему юбилею Государственного научного центра ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова:
«Это поистине замечательный институт. За эти годы сооруженный на острове Новая Голландия Опытовый бассейн Морского ведомства и организованная при нем лаборатория гидродинамики корабля превратились в многопрофильный научный центр отечественного судостроения. Вот уже целый век ваши ученые находятся в авангарде отечественного судостроения. Ваши научные разработки широко известны не только в России, но и зарубежом. Ваш творческий коллектив является гордостью российской науки. И среди ваших сотрудников — ученые с мировыми именами, авторы фундаментальных трудов, создатели оригинальных технологий. Я не сомневаюсь в том, что им по плечу новые большие достижения...»
Здание бассейна действительно не входило в состав памятников федерального значения, но вместо того, чтобы взять его по защиту, чиновники из КГИОПа с легким сердцем отправили его под снос как простую подсобку или сарай. Еще один вопрос — почему смолчали сотрудники ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, неужели им не дорого здание, в котором по сути родился их институт?).
Фотографии разрушения Опытового бассейна (автор — Родион Юрга)


Объявления
2 ноября 2024 г.
Очередной народный сход в защиту ВНИИБа состоится, как обычно, в субботу 2 ноября в 13.00
RSS-подписка
Karpovka.net

Независимое общественное движение «Живой Город»

Независимое общественное движение «Живой Город»