Утрата: опытовый бассейн на территории Новой Голландии
Построен в 1891 году.
Снесен в ходе подготовительных работ по реконструкции Новой Голландии в 2006 году.
Историческая справка
(материалы в основном с сайта ЦНИИ им акад. А. Н. Крылова)
Здание опытового бассейна в Новой Голландии
В 1882 году Морской технический комитет Морского ведомства, ведавший всеми
вопросами кораблестроения, впервые рассмотрел вопрос о создании в России
опытового бассейна, инициатива создания которого принадлежала великому
русскому ученому Д.И.Менделееву. Идея создания бассейна была активно
поддержана главой Морского Ведомства Генерал-Адмиралом Великим Князем
Алексеем Александровичем. В 1892 году на острове Новая Голландия в
Санкт-Петербурге сооружена и забетонирована чаша канала, построены здание
бассейна и двухэтажное здание со служебными и подсобными помещениями.
Возглавил новое учреждение преподаватель (позднее профессор) Морской
академии А.А.Грехнев. В 1893 завершен монтаж буксировочной тележки и
оборудования. В июне отлита первая парафиновая модель броненосного крейсера
«Герцег Эдинбургский». Начаты проверочные испытания моделей броненосца типа
«Полтава» и крейсера типа «Россия».
Отливка модели крейсера
перед обстрожкой на станке
Первая буксировочная тележка
1894 г. — год официального начала работаты Опытового бассейна Морского
ведомства — первого в России и шестого в мире исследовательского
учреждения, призванного определять посредством испытаний моделей кораблей
мощность двигателей, потребную для достижения ими заданной скорости, и
выявлять такую форму их корпусов, при которой эта мощность окажется
наименьшей. 8 марта Опытовый бассейн посетили и подробно осмотрели
император Александр III, члены императорской фамилии и высшие члены
Морского ведомства. Эту дату принято считать днем основания ЦНИИ имени
академика А.Н.Крылова.
1897 г. — Завершены испытания моделей эскадренного броненосца «Ослябя» —
первого корабля чертеж которого разработан на базе испытаний в бассейне в
соответствии с его рекомендациями.
3 января после ухода А.А.Грехнева приказом по Морскому ведомству № 276
«исполняющим должность заведующего бассейном» был назначен капитан по
Адмиралтейству А.Н.Крылов.
А.Н.Крылов выдвинул идею создания научно-исследовательского учреждения, в
состав которого должны входить: опытовый бассейн; испытательная и
физико-химическая лаборатории для исследования судостроительных материалов;
механическая и электротехническая лаборатории.
Алексей
Николаевич
Крылов
(1900 г.)
Непосредственно в помещениях бассейна начались проектирование и испытания
модели первой отечественной подводной лодки «Дельфин». Общее руководство
этими работами осуществлял старший помощник заведующего Опытовым бассейном
И.Г.Бубнов. Таким образом, Опытовый бассейн стал колыбелью
отечественного профессионального проектирования подводных лодок.
В этом же году по заказу адмирала С.О.Макарова в бассейне проводятся
испытания моделей первого в мире линейного ледокола «Ермак» с целью
оптимизации носовых образований корпуса. Он же проводит серию модельных
испытаний ЭБР «Петропавловск» с целью изучения проблем, связанных с
непотопляемостью и живучестью.
Ледокол «Ермак»
В 1899-1900 гг. проводится беспрецедентная операция по спасению
севшего на камни острова Гогланд броненосца береговой обороны
«Генерал-адмирал Апраксин». Руководитель операции контр-адмирал
З.П.Рожественский привлекает опытовый бассейн к работам по спасению корабля. В
бассейне изготавливается и испытывается модель броненосца, которая затем
используется при практических расчетах и опытах непосредственно на месте
аварии. Это сыграло существенную роль в успешном завершении операции,
представлявшейся многим специалистам безнадежной.
3 апреля 1902 г. бассейн посетил император Николай II и «... изволил
остаться совершенно доволен, как произведенными опытами, так и найденным
порядком, объявил Высочайшую благодарность И.Д., заведующего бассейном» (из
полного послужного списка А.Н.Крылова).
1910-1914 гг.: под руководством И.Г.Бубнова закончены работы по постройке новой
буксировочной тележки и укреплению рельсового пути, смонтировано
оригинальное устройство для проведения буксировочных испытаний моделей
подводных лодок «Минога» и «Акула» в погруженном положении. Организована
лаборатория для исследования прочности и состава судостроительных
материалов, а также для выполнения работ, направленных на совершенствование
судовых движителей. В этот период И.Г.Бубнов наряду с руководством Опытовым
бассейном активно участвовал в проектировании линейных кораблей типа
«Севастополь» и сам проектировал первую дизель-электрическую подводную
лодку «Минога».
В 1912 г. И.Г. Бубнов оставляет руководство бассейном и в начале 1914 года
полностью переключается на постройку новых кораблей и подводных лодок. В
этот период начато испытание в бассейне моделей гражданских судов. Первыми
испытывались модели товаро-пассажирских речных судов постройки Сормовского
завода. Создается механическая лаборатория бассейна для изучения и
испытаний материалов, применяемых в судостроении. В течение нескольких
последующих лет испытано более 2000 образцов стали для строившихся
надводных кораблей и подводных лодок. Опытовый бассейн активно участвует в
отработке практически всех проектов боевых кораблей и подводных лодок,
строившихся по основным и дополнительным программам усиления Российского
Императорского флота, в том числе линкоров типа «Севастополь» и
«Императрица Мария», линейных крейсеров типа «Измаил», эсминцев типа
«Новик», подводных лодок типа «Барс», а также гидросамолетов морской
авиации, зарождавшейся в России.
Вторая буксировочная
тележка бассейна
Период Гражданской войны и послевоенной разрухи время «выживания» Опытового
бассейна. Возобновление активной деятельности бассейна: после принятия
первых пятилетних программ строительства гражданских судов (1925 г.) и
военных кораблей (1926 г.) институтом обеспечены испытания в опытовом
бассейне моделей сторожевых кораблей типа «Ураган», подводных лодок типов
«Декабрист», «Щука» и др.
В 1932 на его базе создан НИИ военного кораблестроения. После ряда
преобразований институт в 1944 получил современное название и статус
многопрофильного научного центра, в том же году ему присвоено имя А. Н.
Крылова. С 2000 — ГНЦ. Ведущая отечественная научно-исследовательская
организация в области судостроения, один из крупнейших в мире научных
центров в этой сфере. В институте созданы целые отрасли отечественной
фундаментальной и прикладной науки в области теории проектирования судов,
средств океанотехники и морских сооружений.
1994 год: слова и.о. мэра Санкт-Петербурга В.В.Путина на
торжественном собрании, посвященном 100-летнему юбилею Государственного
научного центра ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова:
«Это поистине замечательный институт. За эти годы сооруженный на острове
Новая Голландия Опытовый бассейн Морского ведомства и организованная при
нем лаборатория гидродинамики корабля превратились в многопрофильный
научный центр отечественного судостроения. Вот уже целый век ваши ученые
находятся в авангарде отечественного судостроения. Ваши научные разработки
широко известны не только в России, но и зарубежом. Ваш творческий
коллектив является гордостью российской науки. И среди ваших сотрудников —
ученые с мировыми именами, авторы фундаментальных трудов, создатели
оригинальных технологий. Я не сомневаюсь в том, что им по плечу новые
большие достижения...»
Здание бассейна действительно не
входило в состав памятников федерального значения, но вместо того, чтобы
взять его по защиту, чиновники из КГИОПа с легким сердцем отправили его
под снос как простую подсобку или сарай. Еще один вопрос — почему смолчали
сотрудники ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, неужели им не дорого здание, в
котором по сути родился их институт?).
Фотографии разрушения Опытового бассейна (автор — Родион Юрга)