Уважаемые депутаты!
В соответствии с законом «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» N 820-7 от 24 декабря 2008 г. (далее – «Закон»), на территории исторического центра Санкт-Петербурга и иных исторических территорий (охранные зоны (ОЗ) и зоны регулирования застройки (ЗРЗ)) запрещен снос (демонтаж) исторических зданий, кроме разборки аварийных, за исключением случаев невозможности ликвидации аварийности.
Ещё в декабре 2011 г. прокурор Санкт-Петербурга внес в Законодательное собрание требование об изменении этой статьи Закона и исключении понятия «невозможность ликвидации аварийности» как корупциогенного, однако по прошествии года это требование до сих пор не выполнено, хотя и поддержано Законодательным собранием.
За этот год, в результате применения данной статьи в оспоренной прокуратурой, но не измененной редакции, город потерял несколько ценных исторических зданий. Это связано с тем, что собственники исторических зданий имеют возможность осуществлять снос этих зданий, не предъявляя никаких документов государственным органам, в частности — Службе государственного строительного надзора и экспертизы (далее — Стройнадзор). Необходимость предоставлять в Стройнадзор полный пакет документов возникает только в случае, если планируется осуществлять новое строительство или реконструкцию здания. Сейчас же собственники зданий заявляют, что новое строительство пока не планируется, и безнаказанно сносят исторические здания. При этом экспертиза об аварийности здания и невозможности ее ликвидации зачастую выполняется мелкими малоизвестными фирмами, аффилированными с заказчиком экспертизы. Когда же документы для получения разрешения на строительство передаются в Стройнадзор, проверить правомерность выводов такой экспертизы не представляется возможным, так как здание уже снесено.
Именно такая ситуация сложилась, например, с «домом Рогова» (Загородный пр., д. 3). 26 августа 2012 г. собственник здания снес его, не предъявив государственным органам никаких разрешающих документов. Работы по демонтажу представляли опасность для прохожих и автомобилей, на окружающей территории было большое количество пыли, а куски демонтируемого здания летели прямо на Загородный проспект, движение по которому никто не ограничивал. Собственник здания ООО «Вектор» впоследствии представил экспертизу об аварийности здания, выполненную организацией, аффилированной
с компанией, которая осуществляла снос. За несанкционированные работы Стройнадзор наложил на ООО «Вектор» штраф в размере 500 000 руб. Однако 13 декабря 2012 г. Арбитражный суд отменил данный штраф.
Таким образом, в нашем городе продолжает действовать механизм для массового сноса исторических зданий, противоречащий намерениям руководства города сохранять исторический центр. Решением проблемы могло бы быть внесение в Закон изменений, накладывающих полный запрет на снос исторических зданий независимо от их технического состояния. При этом аварийные здания могут подвергаться реконструкции, что разрешено Законом. Понятие «реконструкция» трактуется законодательством чрезвычайно широко и допускает разборку аварийных элементов здания; таким образом, это не накладывает ограничений на варианты и стоимость возможных строительных работ. Однако реконструкция здания в обязательном порядке требует согласования проектной документации в Стройнадзоре.
В связи с изложенным, просим вас способствовать скорейшему исполнению требования прокуратуры и внесению изменений в Закон в части полного запрета на снос исторических зданий в Петербурге.