Уважаемый Александр Дмитриевич!
От лица велосипедного и градозащитного сообществ Санкт-Петербурга, а
также от лица жителей Невского и Фрунзенского районов обращаемся к вам
с просьбой не допустить уничтожения одного из двух самых старых
городских путепроводов и содействовать включению его в новый
веломаршрут, который свяжет живописную набережную Невы в районе парка
имени Бабушкина с Софийской улицей. Речь идет о Цимбалинском
путепроводе, по праву достойном присвоения статуса объекта культурного
наследия.
Цимбалинский путепровод был построен в 1910 году, на два года позже
Обуховского путепровода. Это самые старые из сохранившихся в
Санкт-Петербурге путепроводов. К сожалению, реконструкции не щадят эти
уникальные инженерные сооружения, и постепенно на смену старинных
виадуков, “порхающих” над железнодорожными путями своими фермами,
приходят современные, прямые и ровные как стрелы железобетонные мосты.
Цимбалинский путепровод имеет сразу четыре арочные клепаные фермы. Они
переходят в облицованные рустованным под квадры с алмазной гранью
гранитом опоры. В Петербурге два моста с аналогичными по своему
устройству металлическими арочными фермами — Финляндский
железнодорожный мост и Большеохтинский мост — признаны объектами
культурного наследия федерального значения. В 2019 году жители подняли
вопрос о присвоении статуса объекта культурного наследия и
Цимбалинскому путепроводу.
К сожалению, в последние годы обсуждается идея демонтажа путепровода.
С 2019 года прорабатывался вариант строительства на этом месте новой
переправы. Работы должны быть поровну оплачены из бюджетов
Санкт-Петербурга и ОАО «Российские железные дороги». Однако в феврале
2021 года из сообщений СМИ стало известно, что новый путепровод будет
построен южнее старого — это будет сделано, чтобы спрямить трассу улиц
Белы Куна и Цимбалина. Несмотря на то, что исторический Цимбалинский
путепровод более не мешает планам реконструкции виадука, проект
все-равно предусматривает его демонтаж. Как и почти все существующие,
он не соответствует стандартам РЖД. Однако эти стандарты относятся к
вновь строящимся объектам. Не помешает путепровод и поездам
проектируемой сейчас новой высокоскоростной железной дороги Петербург-
Москва. Они будут проходить западнее, под однопролетным, не имеющим
арочных ферм путепроводом, который при необходимости можно
реконструировать.
Мы твердо убеждены, что старинный Цимбалинский путепровод заслуживает
не только сохранения, но и вдохновения в него новой жизни. Он может
стать ключевой составляющей новой велодорожки, которая могла бы, взяв
свое начало на набережной Невы — в Саду Крупской или в парке имени
Бабушкина — перепорхнуть по Цимбалинскому путепроводу из Невского
района во Фрунзенский (маршрут может пройти вдоль улиц Дудко и
Цимбалина по зеленой, отделенной от автомобильной дороги трассе, в
которую можно переделать заброшенную линию отвода железной дороги),
выйти на Софийскую улицу, а в перспективе соединиться с существующей
велодорожкой на Софийской в районе Шушар и дотянуться до самого
Колпино! Что сделало бы этот веломаршрут самым длинным из существующих
в Петербурге.
Именно Цимбалинский путепровод станет “изюминкой” этого маршрута.
Здесь будут назначать свидания, молодые семьи с детьми, отдавшись на
волю романтики железных дорог, станут наблюдать за работой маневровых
паровозов и загадывать новые путешествия, глядя, как внизу несутся
поезда дальнего следования.
Мы просим вас не допустить уничтожения этого уникального и самобытного
уголка Санкт-Петербурга, в перспективе способного привлекать со всего
города жителей, желающих проникнуться шармом железных дорог и
совершить отсюда велосипедную прогулку до набережной Невы.
С уважением,
Антонина Елисеева, координатор движения “Живой город”
Павел Хусу, руководитель “Петербургского велообщества”
Красимир Врански, руководитель движения “Красивый Петербург”
Александр Кононов, заместитель председателя совета петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Павел Швец, глава совета депутатов муниципального образования №72, по территории которого должен пройти новый веломаршрут
Владимир Каплюк, руководитель движения “Не всё равно”
Олег Мухин, журналист
Антонина Елисеева, координатор движения “Живой город”
Павел Хусу, руководитель “Петербургского велообщества”
Красимир Врански, руководитель движения “Красивый Петербург”
Александр Кононов, заместитель председателя совета петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Павел Швец, глава совета депутатов муниципального образования №72, по территории которого должен пройти новый веломаршрут
Владимир Каплюк, руководитель движения “Не всё равно”
Олег Мухин, журналист