СЛОВОМ И ДЕЛОМ
Еще раз о «Группе Спасения»
О группе «Спасение» ленинградцы впервые услышали осенью минувшего года. «Смена» в ряде публикаций рассказала о событиях, связанных с судьбой дома Дельвига, о членах группы, опубликовала репортаж с одного из наших заседаний.
Если в те дни отношение к нашей группе было в общем положительным — как среди населения города, так и со стороны местной и центральной прессы, то после недавних «англетеровских» событий мнения разделились. Ленинградские средства массовой информации представили критические материалы, на наш взгляд, в подавляющем большинстве случаев не имевшие реальной фактической основы. Ни один из авторов обвинений не счел нужным встретиться с представителями группы «Спасение» и узнать о наших взглядах на проблему. Искренне огорчило то, что и «Смена» изменила отношение к «спасателям». Однако надо признаться, что в распространении разного рода кривотолков есть доля и нашей вины. За полгода существования группы мы не смогли сделать в печати достаточно полного сообщения о наших целях, задачах, методах работы, составе группы.
Сегодня мы попытаемся наверстать упущенное.
СНАЧАЛА был дом Дельвига Уже в ходе борьбы за его сохранение нам пришлось столкнуться с тем, что, не имея определенного «статуса», а будучи просто друзьями и единомышленниками, болеющими за судьбу города, очень трудно, подчас невозможно, вести переговоры на должном уровне, добиться однозначного ответа, не говоря уже о конкретном решении.
В это же время по предложению горкома ВЛКСМ складывался Центр творческой инициативы. Алексей Ковалев и Сергей Васильев (будущие руководители нашей группы) обратились в горком комсомола с просьбой образовать при ЦТИ еще одно отделение — группу «Спасение» историко-культурных памятников Ленинграда. Вскоре группа была юридически оформлена.
Сегодня совет группы состоит из трех человек — Алексея Ковалева, археолога по образованию, Сергея Васильева, студента истфака ЛГУ, и автора этой статьи, студентки факультета журналистики. Среди членов группы (всего их 14 человек) молодые реставраторы, архитекторы проектных институтов, искусствоведы, студенты, рабочие, инженеры.
Вокруг этого ядра сформировалась и продолжает пополняться «комиссия содействия», состоящая из опытных специалистов, консультирующих нас по разным вопросам, помогающих разрабатывать конкретные предложения по использованию, сохранению и воссозданию памятников. Мы — поддерживаем и укрепляем контакты с представителями ГИОП и ВООПИиК, ГК и ОК ВЛКСМ, Министерства культуры СССР, Советским фондом культуры, знатоками города, творческими союзами и любительскими объединениями.
Группа намерена разрабатывать и осуществлять на практике действенное участие общественности в градостроительной политике и деле охраны памятников Большие задачи ставятся и в идейно-воспитательной области: вовлечение молодежи в работу по охране и восстановлению памятников отечественной историки и культуры, формирование активной гражданской позиции, изменение асоциальной направленности ряда неформальных молодежных группировок.
Считаем своим долгом способствовать обеспечению действенности законов об охране и использовании памятников, предавать гласности факты нарушения существующего законодательства, выявлять и подвергать критическому анализу причины его малоэффективности.
Группа стремится привлекать как можно более широкие слои общества, к конкретным действиям по охране культурного наследия, мы видим свою задачу в создании сети мобильных действенных «отрядов культуры», различных по формам и объектам работы, но четко координирующих свою деятельность. Радует, что в городе возникли уже две группы, аналогичные нашей, — при ЛГПИ им. Герцена и в ЛГУ им. Жданова.
Все сказанное выше является по сути программными положениями группы «Спасение». А теперь о том, что стоит за этими словами, что конкретно делается группой, что намечено.
Нас несколько настораживает проявившаяся в последнее время тенденция противопоставить группу «Спасение» объединению добровольных помощников реставраторов «Мир». «Спасатели» — де языком болтают, а «добровольцы» дело делают. Достаточно ярко такая позиция была продемонстрирована и в опубликованных в «Смене» материалах «Спасать не словом, а делом» А. Олениной, в беседе с академиком Б. Б. Пиотровским «Сберечь лучшее».
Заметим, что такое противопоставление вызвало, мягко говоря, недоумение, не только наше, но и ребят из «Мира». Так, выступая на конференции в ДК им. Ильича, один из старейших «добровольцев» Владимир Веретенников заметил: «Нельзя до такого примитива сужать проблему». Мы действительно делаем одно дело. Каждый по-своему, но все-таки вместе. Есть у нас и ребята, которые могут отнести себя как к одной, так и к другой группе. Например, Андрей Мостовский, постоянный участник добровольческих субботников и один из лидеров группы «Спасение».
Синтез нашей работы с «добровольцами» может быть наглядно проиллюстрирован таким примером. После митинга, организованного нашей группой в защиту Муринской церкви, мы вместе с «добровольцами» пришли на субботник, а спустя некоторое время провели театрализованный праздник, посвященный дню рождения автора постройки — архитектора- Н. Львова. На заседаниях группы были заслушаны интереснейшие выступления искусствоведов об истории Мурино, создании церкви, ее архитектурных особенностях, творчестве Н. Львова. М. Талалай и С. Васильев рассказали о дальнейшей судьбе памятника. Детально обсуждался проект намеченной реставрации. Был подготовлен ряд аргументированных обращений в местные и центральные органы, на некоторые из них уже получены ответы. Сегодня можно сказать, что дело сдвинулось, что вопрос о воссоздании Муринской церкви выйдет из замороженного состояния.
В плане работы группы такие объекты — поле Невской битвы, «Петербург Достоевского», Смоленское кладбище, Фонтанный дом, дом Матюшина на улице Профессора Попова, 10, подготовка к празднованию дня рождения города и многое другое.
Всех, кто заинтересовался, ждем в ДК им. Ильича на Московском проспекте, 152. Здесь каждую субботу с 15 часов проходят наши собрания.
Т. ЛИХАНОВА, ответственный секретарь группы «Спасение»