Смена № 67 (18617) от 21.03.87
СПАСАТЬ НЕ СЛОВОМ, А ДЕЛОМ
РЯДОМ с Ленинградом, в Пушкине, уже не первый год существует клуб общественных реставраторов. На первом в этом сезоне заседании клуба обсуждались планы проведения практических работ на объектах, находящихся под угрозой разрушения.
Разрушающим является не только природный фактор, но и организации и учреждения, арендующие старинные здания. В частности. Софийский собор в города Пушкине, мелкие расхитители, по-крысиному растаскивающие мраморные плиты, детали декора, экскурсанты с перочинными ножичками. Всему этому необходимо противостоять.
К июлю 1987 года силами общественности клуба реставраторов планируется ввести в эксплуатацию первую очередь Таицкого водовода. Костяком пушкинской общественной организации и является молодежная группа, ведущая работы на водоводе.
Первоначально ребята интересовались подземными галереями Таицкого водовода, созданного в конце XVIII века. А дальше перешли от созерцательной романтика к желанию реализовать свои знания на практике, вдохнуть жизнь в некогда функционирующую. а ныне мертвую систему водовода.
В прошлом сезоне эти ребята сумели собрать вокруг себя энтузиастов, способных на деле выступить защитниками памятников архитектуры. Работать на Таицком водоводе приезжали люди группами и в одиночку, с вечера, в пятницу, расставляли палатки, оставались с ночевкой до конца выходных. Работали бесплатно. И никто никого не заставлял.
Цель группы «Спасение» иная: она стремится возбуждать общественное мнение в защиту того или иного памятника, имеющего культурно-историческое значение в духовном наследии. Группа активна, решение сложной задачи, выдвинутой временем — подтягивания «духовных тылов», — ими видится в усилении пропагандистской работы, в просвещении. Но как раз слабость этой их функциональной деятельности весьма наглядно проявилась в кавалерийском наскоке на забор у гостиницы «Астория».
Под их знамена собрались люди, выступающие против реконструкции. Но какие? Просвещенные? Нет, люди, не ознакомленные даже с проектом будущей реконструкции зданий, а порой и не знающие творчества Есенина.
При всей серьезности и важности задач, поставленных группой «Спасение», им необходимо пересмотреть формы и методы своей деятельности. Их выступления выдвинули идею более широкого общественного обсуждения каждого проекта реконструкции, реставрации, сноса. И это хорошо. Но интересно, способны ли те ребята. которые стояли у забора гостиницы «Астерия», послужить делу защиты и помощи памятникам в рабочем порядке: расчистить водоемы, разобрать завалы, заняться сбором и консервацией остатков деталей полуразрушенных павильонов?
Вот это было бы движение «спасения», которое, возможно вылилось бы в какой-то общественный подряд помощи реставраторам. А ведь так и было после войны, именно жители городов, общественность делали первые шаги к реставрации теперь уже возрожденных уникальных дворцово-парковых ансамблей, а тогда это делать было труднее.
А. ОЛЕНИНА