ГенПлан
Уважаемые Горожане!
Администрация нашего города делает очередные шаги к уничтожению Петербурга как памятника национальной и мировой культуры и истории. Её действия и мотивации этих действий пугающе схожи с действиями поджигателей лесов в Греции, готовых сжечь свою страну, только чтобы расчистить место для новой застройки; ее идеология попадает в пугающий резонанс идее Йозефа Геббельса — «Если вы хотите уничтожить нацию, уничтожьте ее национальную культуру!» Нам демагогически навязываются мысли о том, что город – не музей, что старинные дома должны «заменяться» новыми, что фоновая застройка не имеет исторической и художественной ценности, что город исчерпал земельный ресурс и, поэтому, должен «развиваться» вверх, уплотняться и вообще исторический центр города категорически нуждается в обновлении, как и его жители в новом менталитете. При всей абсурдности таких предложений «новых путей развития», Администрация предпринимает энергичные меры по созданию законодательства, обеспечивающего необратимость этих своих «реальных дел». И новым шагом на этом пути являются поправки к Генплану Санкт-Петербурга.
Комплексная поправка по изменению состава функционального зонирования территории города крайне опасна для сохранения исторических районов С.-Петербурга. Действующем генеральным планом для жилых территорий этих районов установлена зона Ж6 для Петербурга и Ж7 для пригородов:
«Ж6 — зона жилой застройки на территории исторического центра Санкт-Петербурга включением объектов общественно-деловой застройки».
«Ж7 — зона исторической жилой застройки на территории исторических пригородов Санкт-Петербурга». Разработчиками поправок предлагается, во-первых, в принципе исключить отражение специфики исторической застройки в функциональном зонировании, во-вторых, распространить на жилые территории исторических районов универсальную функциональную зону ЗЖД.
Что такое ЗЖД?
Это зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, объектов социальной и инженерной инфраструктуры, которой в поправках генерального плана равномерно и равнозначно покрываются помимо центральных и т.н. спальные районы — Гражданка, Купчино, Весёлый Посёлок и пр. То есть, авторы поправок генплана предлагают не видеть никакой разницы между прогнозируемой застройкой исторических и спальных районов! Да, действительно, если ограничить критерии для назначения функциональной зоны лишь указанием только на обобщенно-формальный тип функционального использования территории, то разницы между этими жилыми территориями не существует.
Однако они резко и принципиально отличаются между собой характером землепользования, правилами планировки и параметрами застройки (в том числе и высотными). Если это не предмет функционального зонирования генерального плана, то чем тогда объяснить наличие в поправках к нему иных жилых зон, например коттеджной застройки (2ЖД), отличающейся от 3ЖД именно по этим показателям?
Однако они резко и принципиально отличаются между собой характером землепользования, правилами планировки и параметрами застройки (в том числе и высотными). Если это не предмет функционального зонирования генерального плана, то чем тогда объяснить наличие в поправках к нему иных жилых зон, например коттеджной застройки (2ЖД), отличающейся от 3ЖД именно по этим показателям?
Чем грозит это нивелирование?
Появлением новых высоток вокруг охранных зон, которые после «уточнения» «специалистами» из КГИОП два года назад радикально сократились (Например, объединенная охранная зона центральных районов в 4.5 раза) и разрушением исторической структуры фасадной (брандмауэрной) застройки кварталов.
Генеральный план — что это?
Генеральный план является основой для Правил землепользования и застройки, которые для территории исторической застройки и для территории застройки последних трех четвертей XX века должны быть принципиально различными. Центр города – это застройка брандмауэрного типа, сформированная по предельно четко обозначенным планировочным ячейкам – земельным участкам, составленным в жесткую планировочную структуру кварталов, выходящих на улицу непрерывной единой плоскостью фасадов (принцип «сплошной фасады»), в то время как жилая застройка XX века организована на принципах свободной планировки и микрорайонного типа освоения территории. Радикальность этого различия визуально знакома каждому как само собой разумеющаяся данность, не требующая доказательств. Но все нынешние стандарты застройки территории основаны именно и только на опыте XX века, а это означает, что они же будут отражены в Правилах землепользования и застройки территории функциональной зоны 3ЖД. Правила «брандмауэра», «застройки сплошной фасадой», нормы соседского права, необходимые для применения их на территории исторической застройки, напрочь отсутствуют в современном арсенале градостроительного нормирования и регулирования.
Наличие в Генеральном плане функциональных зон Ж6 и Ж7 дает все основания для современного восстановления этих принципов. Границы этих зон оберегают территорию от проникновения сюда иных принципов застройки, от той эрозии средовой и композиционной целостности, и вместе с ними исторической ценности, которая неизбежно возникает от такого вторжения. Да, господа градостроители – все ваши опыты по внедрению в среду исторической застройки Санкт-Петербурга объектов, сооруженных на «новых» принципах окончились печально и трагически – разномасштабными локальными разрушениями этой среды, пятнами эрозии на ее теле, превращенными в очаги архитектурно закрепленной разрухи (Сенная, Владимирская площади и т.д.). Нет ни одного такого примера, который можно было бы охарактеризовать хотя бы как нейтральный. Это справедливо как для опытов всего XX, так и XXI веков. И наоборот – уважение старых принципов часто демонстрирует приемлемые и даже хорошие результаты.
Наличие в Генеральном плане функциональных зон Ж6 и Ж7 дает все основания для современного восстановления этих принципов. Границы этих зон оберегают территорию от проникновения сюда иных принципов застройки, от той эрозии средовой и композиционной целостности, и вместе с ними исторической ценности, которая неизбежно возникает от такого вторжения. Да, господа градостроители – все ваши опыты по внедрению в среду исторической застройки Санкт-Петербурга объектов, сооруженных на «новых» принципах окончились печально и трагически – разномасштабными локальными разрушениями этой среды, пятнами эрозии на ее теле, превращенными в очаги архитектурно закрепленной разрухи (Сенная, Владимирская площади и т.д.). Нет ни одного такого примера, который можно было бы охарактеризовать хотя бы как нейтральный. Это справедливо как для опытов всего XX, так и XXI веков. И наоборот – уважение старых принципов часто демонстрирует приемлемые и даже хорошие результаты.
Далее. Предлагается функциональные зоны «Д1» и «Д2» соединить в единой зоне «Д» — зоне многофункциональной общественно-деловой застройки с включением жилья и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием общественно-деловой функции. В добавок к этому в результате укрупнения зонирования значительная часть жилых зон преобразована в зону «Д».
«Д1» – универсальная общественно-деловая зона для объектов самого различного общественного или делового назначения;
«Д2» – специализированная общественно-деловая зона, зарезервированная для объектов здравоохранения, культуры, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, то есть таких, которые крайне нужны в качестве общественной инфраструктуры города, но по своей некоммерческой природе не обладают конкурентными качествами, позволяющими им самостоятельно появиться в тех местах, где они нужны городскому сообществу, для чего и требуется резервирование этих мест именно для них.
К примеру, на территории Александровского Парка участки всех строений современным генпланом отнесены к зоне Д2. Изменение функционального назначения данных зон на Д позволит, например, реконструировать под жильё здание Ортопедического Института, или Планетария под бизнес-центр, построить торгово-развлекательный центр над павильоном ст. метро Горьковская и вместо зоопарка. А также застроить коттеджами парк Политехнического института и Пулковские высоты. Один из старейших и лучших роддомов России «Снегиревка» готовится уступить место гостинице, а многие детские сады и школы уже преобразованы в конторы и офисы. Таким образом, названные опасения отнюдь не относятся к разряду теоретических умозрений.
Администрация города расхваливает свои действия как «реальные дела», как проявления здравого прагматизма. На деле же это вульгарный прагматизм, крайне узко-однобокий и недальновидный. В угоду ему с Невского проспекта исчезают книжные магазины, магазины предметов искусства, учреждения культуры, которые вытесняются тривиальным общепитом, магазинами одежды и парфюмерии. Сегодня тут процветают фаст-фуды и стриптиз-клуб, а новые помещения публичной библиотеки планируется разместить в качестве встроенных помещений в многоквартирный жилой дом во внутренних кварталах Московского района. Так «преображается» главная улица Культурной столицы России, которая по определению классика составляет для нее все.
В значительном числе случаев предлагается заменить существующий вид функционального назначения территории в качестве рекреационной (зеленые насаждения общего пользования, а также отдых, спорт) на иные виды использования, что нельзя объяснить иначе, как недопустимым протекционизмом отдельных частных интересантов в ущерб общественным интересам.
В целом исторический центр, как и город в целом, теряет сады и скверы, земельные участки которых отдаются под застройку. Но в историческом центре это наиболее болезненно, наиболее чувствительно в силу и без того недостаточного озеленения.
Таким образом, предлагаемые поправки не отвечают:
1. Основным принципам законодательства о градостроительной деятельности изложенным в Статье 2. Градостроительного Кодекса (от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ):
«
2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий»
Более того, предлагаемые поправки дополнительно уничтожают препятствия для дальнейшего развития существующей порочной практики строительства, которая грубо и нарочито противоречит большинству принципов изложенных в данной статье.
2. Целям и задачам территориального планирования Санкт-Петербурга, изложенным в п. 2 Положения о территориальном планировании Санкт-Петербурга (приложение 1 к закону СПб «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» от 22.12.2005 № 728-99).
А именно:
По пункту 2.1.2 «Территориальное планирование Санкт-Петербурга направлено на определение функционального назначения территорий Санкт-Петербурга, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях:
-повышения качества городской среды;
-сохранения и регенерации исторического и культурного наследия;
-развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
-обеспечения учета интересов Российской Федерации, интересов жителей Санкт-Петербурга и их объединений, интересов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.»
По пункту 2.2.1.1 «Сохранение многообразия городской среды Санкт-Петербурга, сочетающей различные типы среды исторически сложившихся (центральных) и нецентральных районов Санкт-Петербурга»;
По пункту 2.2.2.3 «Обеспечение выполнения международных обязательств по отношению к объектам, находящимся в границах территории Санкт-Петербурга и включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО»;
По пункту 2.2.4 Задачи по сохранению и регенерации исторического и культурного наследия. «Обеспечение безусловного сохранения объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, предметов градостроительной охраны, ценных средовых характеристик с возможностью проведения преобразований объектов недвижимости, которые необходимы для их соответствия требованиям современной жизни. Формируемая на указанных основаниях в составе Генерального плана Санкт-Петербурга концепция охраны объектов культурного наследия должна базироваться на балансе между требованиями охраны культурного наследия и преобразования городской среды.
1. Сохранение ландшафтно-градостроительной уникальности Санкт-Петербурга, заключающейся в пространственной связи исторической части Санкт-Петербурга с автономными историческими «малыми городами» и «поселениями», чередующимися со свободными от застройки территориями, лесами, водными пространствами.
2. Развитие основных композиционных принципов формирования ландшафтно-градостроительной системы Санкт-Петербурга при создании пространственного образа мегаполиса: главная роль акваторий Финского залива и реки Невы, планировочные приемы, учитывающие ландшафтные особенности территорий, соотношение рассредоточенных доминант к фоновой застройке.
3. Сохранение системы связанных друг с другом архитектурно оформленных городских пространств, системы архитектурно-ландшафтных ансамблей, наиболее ценных градостроительных композиций, сочетающих элементы ландшафта, планировочной структуры и застройку высокого архитектурного качества.
4. Сохранение объектов культурного наследия: памятников, ансамблей, произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, объектов археологического наследия, а также ценной исторической застройки.
5. Сохранение ценных элементов исторической среды Санкт-Петербурга, в том числе: ценных элементов планировочной структуры, ценных элементов ландшафтно-композиционной структуры, ценных элементов композиционной структуры городского пространства.
6. Сохранение ценных архитектурно-пространственных качеств квартальной застройки, исторических типов застройки.»
По пункту 2.2.5 Задачи по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды.
Основная цель — обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности настоящего и будущих поколений жителей Санкт-Петербурга, воспроизводство природных ресурсов, сохранение биосферы.
Задачи по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды:
4) охрана курортологических и рекреационных ресурсов, морских побережий. Придание статуса особо охраняемых природных территорий лечебно-оздоровительной местности на северном побережье Финского залива; северному и южному побережьям Невской Губы;
5) создание условий для сохранения ценных природных комплексов с организацией системы особо охраняемых природных территорий;
7) максимальное сохранение зеленых насаждений всех видов пользования, а в центре Санкт-Петербурга — каждого дерева, если оно не требует в силу возрастных изменений или болезни плановой рубки ухода;
2.2.6 Задачи по развитию зеленых насаждений.
1. Повышение уровня озелененности территории Санкт-Петербурга в 1,5 раза за счет озеленения территорий выводимых предприятий за границы исторического центра Санкт-Петербурга, неиспользуемых земель, сельскохозяйственных земель, а также рекреационное использование лесов.
2. Увеличение площади зеленых насаждений общего пользования: парков, садов, скверов, бульваров, уличного озеленения.
3. Формирование системы озелененных территорий на основе нового зеленого строительства, благоустройства и озеленения водоохранных зон водных объектов, санитарно-защитных зон предприятий, придорожных полос.
4. Усиление средозащитной роли зеленых насаждений с сохранением ценных ландшафтов.»
Предлагаемые поправки принимаются принципиально однобоко в интересах инвесторов, заинтересованных лишь сиюминутной прибылью своих проектов, готовых сносить здания под любым, даже самым демагогичным предлогом, например, «замены ветхого и аварийного фонда», застраивать скверы, «реконструировать» школы, больницы, музеи. Так же как и принятый генеральный план, предлагаемые поправки к нему продолжают легализовать постройки, возведенные и возводимые в нарушение законодательства и обеспечивают возможность уже легальной реализации последующих градостроительных преступлений.
Они закладывают основу многочисленных конфликтов горожан с властью и строителями, для злоупотреблений со стороны имеющих власть.
Общественные слушания по проекту корректировки Генерального плана Санкт-Петербурга шли в течение двух летних месяцев (когда многие горожане отсутствовали в городе) в рабочее время (когда большинство горожан работают) вопреки статье 28 п.2, 3 Градостроительного Кодекса не в муниципальных образованиях, а в районных администрациях при столпотворении жителей из самых разных частей района с самыми разными интересами к обсуждаемой теме.
Они проводились с грубейшими нарушениями п.5 той же статьи – в условиях фактического отсутствия информации населения о предмете обсуждения – содержании и сути предлагаемых поправок. По существу все слушания по поправкам к генеральному плану требуется признать несостоявшимися только ввиду их полной неподготовленности.
Администрация города продемонстрировала циничное небрежение к порядку проведения общественных слушаний не только отсутствием адекватного информационного обеспечения их, но и подделкой протоколов и искажением смысла замечаний горожан, что подчёркивает её, администрации, антиобщественную позицию.
Что в этой ситуации может сделать «простой человек»?
Прежде всего сменить установку с «от меня ничего не зависит» на «делай что должен и будь, что будет».
Далее, выразить свой протест против предлагаемых поправок в виде обращения к главам фракций Законодательного Собрания Петербурга или своему ближайшему депутату ЗакСа.
Можно скачать готовый бланк наказа в четырёх экземплярах и заполнить:
1. Лист для сбора подписей с требованием отклонить проект закона «О внесении изменений в закон «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга»»
Скачать.
2. Бланк для обращения к депутатам Законодательного собрания.
Скачать.
3. Пример информационного письма с пояснением своей позиции, согласно которой вы призываете к отклонению законопроекта.
Скачать.
Отослать по адресу: 191060, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 6.
Кому:
Главе фракции Коммунистической Партии
Главе фракции «Справедливая Россия»
Главе фракции ЛДПР
Главе фракции «Единая Россия»
Обращения отсылать главе каждой фракции отдельно.
За основу может быть взят какой-либо текст отклонения поправок, поданный жителями СПб к протоколу слушаний
Там же Вы найдёте дополнительную информацию.
23.07.2007 “Живой Город”
Ссылки на упоминаемые законы:
Градостроительный Кодекс РФ
ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга
Проект закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в закон «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга»»